Автор:    Полковникова  Виолетта Александровна, учитель-логопед

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

             Цель мастер-класса: создание информационного пространства для обновления научно-методического уровня компетентности педагогов о процессе коррекции и развития речи дошкольников на основе современных требований к предшкольной подготовке с использованием инновационных технологий и методов.

 

Задачи:

— показать педагогам эффективные технологии, методы и приемы знакомства детей со звуками, буквами, звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слов,  для того, чтобы мир звуков и букв стал ближе ребенку, чтобы процесс чтения для ребенка был удовольствием;

— познакомить педагогов с авторской системой подготовки дошкольников к обучению грамоте, через  методику использования картинок-ассоциаций  и  элементы Монтессори-метода;

— способствовать   лучшему   контакту  между   участниками,   формируя   доверие   их  к педагогу-мастеру.

 

Оборудование:  

1)  столик для педагога-мастера, на нём:

— набор шероховатых букв М.Монтессори: Ш,А,Р,Ф, Н,О,С,    И,У;

— картинки-ассоциации большого формата (на обратной стороне  круги и квадраты одного цвета): Ш, А,Р,Ф, Н,О,С,  И,У;   ещё комплект картинок-гласных,(А,О,И);

— повязки на глаза;

— свеча в шкатулке-подсвечнике;

2) магнитная доска (2 шт.), магниты на одной доске -3шт., на другой-4 шт.;   цветные прищепки (набор);  цветные магниты (3 синих, 1 красный);    

 

Раздаточный материал:

— чистые листы ;

— карандаши: простые и цветные;

 

ХОД  МАСТЕР-КЛАССА

  1. Вводная часть.

Добрый день коллеги! Я предлагаю вам сегодня познакомиться с моим опытом по применению новых  подходов в формировании речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи.

 

Я не от скуки на все руки:                                              И, немножечко, невролог.

Я — учитель, дефектолог,                                         Режиссер, артист, оратор,

Воспитатель и психолог.                                            Маг, волшебник и новатор.

 

Используя эти свои функции в работе с детьми, я комбинировала традиционную логопедическую методику, игровую методику использования картинок-ассоциаций  и  элементы Монтессори-метода в единую систему подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте.

Теперь поэтапное обучение детей с общим недоразвитием речи звуковому и звукобуквенному анализу,   чтению и письму  стало возможным без мучения, легко и играя. В результате процесс обучения стал  динамичным, эмоционально приятным, разнообразным и  эффективным.

           

            Даниил Борисович Эльконин отмечал, что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но всё последующее усвоение языка.

Однако, процесс обследования звукового и слогового состава слова для ребёнка дошкольного возраста сложен. Это большая мыслительная работа: нужно вычленить, какие звуки слышны в слове, определить порядок следования звуков, их количество, определить слоговой состав слова. Особенно это сложно для детей с общим недоразвитием речи. Ну, а такие абстрактно-символические понятия как «звук», «буква», «слог», «слово»  для ребёнка с ОНР  порой абсолютно не понятны.

Вопрос: Как сделать так, чтобы этот сложнейший процесс приносил ребёнку радость, стал легче и веселее…?

Очень хочется, чтобы легче и веселее стало и нам – педагогам. По моему глубокому убеждению, радость от процесса обучения должна быть обоюдной.  Когда это происходит в моей работе именно так, значит, мой девиз «обучение без мучения» работает!

Итак, а сейчас, мне не терпится поделиться своим опытом по применению тех самых «весёлых» эффективных методов и приемов знакомства детей со звуками, буквами,  звукобуквенным составом слова.

 

  1. II. Основная часть.
  • «Закон познания»

Чтобы понять, на чём основана моя система подготовки детей к обучению грамоте, я познакомлю вас в первую очередь с алгоритмом любой познавательной деятельности на моих занятиях. Давайте воспроизведём вместе  этот алгоритм. Называю я его «Закон познания».

Моя задача во время любой ОД — расширить поле восприятия ребёнка, как основы для развития мышления. Т.е. обучение с опорой на основные каналы восприятия маленького ученика.

(Положите левую руку на чистый лист бумаги, в правую возьмите простой  карандаш).

Подумайте и скажите, воздействие, на какие каналы восприятия ребёнка при обучении грамоте будет эффективным? (участники обрисовывают простым карандашом  свою кисть руки) 

Слуховой — «я слышу» (собственно выделение звуков, аудиосказки, распевши)  

Зрительный – «я вижу» (наглядный материал)

Кинестетический – «я ощущаю» (телесные ощущения, алфавит телодвижений)

Тактильный – «я чувствую» (обведения «шершавых» букв, игры с песком…)

И только тогда, в  итоге – Я ПОНИМАЮ,  Я ЗАПОМИНАЮ,  Я ЗНАЮ!!!

Подпишите цветными карандашами все пальчики от первого лица.

 

Комбинируя игровую методику использования картинок-ассоциаций  и  элементы Монтессори-метода в единую систему подготовки детей с ОНР к обучению грамоте, мне удаётся воздействовать на все перечисленные каналы восприятия ребёнка. Это создаёт связь между ними, благодаря чему буквы запоминаются очень быстро и прочно, а процесс обследования звукового и звукобуквенного  состава слова для ребёнка становится игрой.

Главная идея методики  Марии Монтессори: ребёнок учится легко, не замечая, что учится! Это и стало моей ведущей педагогической идеей. Учиться легко помогает игровая методика  использования картинок-ассоциаций. Эту методику я адоптировала, используя разработки Монтессори-педагога Н.В. Пятибратовой.

Моя задача – вызвать и закрепить у ребёнка ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим. Для каждой картинки есть своё, легко запоминающееся движение и своё звукоподражание. Движения крупные, контрастные, легко запоминаются.

Давайте попробуем вызвать такие ассоциации у вас.

  • Подготовительные игры (знакомство, подготовка картинок к работе)

 В круг мы собираемся.

 Друг другу улыбаемся

 Остроумию друг друга удивляемся…

Презентация практически каждой игры проходит в дидактическом Монтессорийском кругу. Показ картинки сопровождается чтением стихотворения, распевкой Железновой, либо проигрыванием ситуации, вызывая ассоциацию картинки с движением и звуком, сопровождающим это движение.

1) Знакомство с картинками

—    Игра пальчиковая «Ёжик»  (Показываю  картинку-ассоциацию с ёжиком. Читаю стихотворение, сопровождая его движениями (все повторяют).

Ёжик, ёжик колкий   (пальцы сплести в замок, покачать в стороны)

Где твои иголки?

Вот они, вот они, вот они! (растопырить пальцы, но руки не расцеплять)

Ёжик, Ёжик колкий, (покачивать в таком положении в такт стиха)

Убери иголки!

Оп!  (резко опустить пальцы, сделав «замок»)

(озвучиваем  картинку — коротко — («Ф-Ф-Ф»)

—   Игра «Лошадка»   Показываю картинку (рука с яблоком)

Но, лошадка!

Но, вперёд!

Но лошадка не идёт:

 Дайте яблок  и зерна!

Что  вы молчите?…..На!  (Н-Н-Н)

Далее показываю картинки, участники сами показывают жест и озвучивают его.

—  «Птенец» (А-А-А)

—  «Сердитая кошка» (Ш-Ш-Ш)

—   «Сдувшийся мяч» (длительно тянем С-С-С)

—  «Шофёр» (Р-Р-Р)

—   «Пальчик около губ»   (О-О-О)       

—  «Улыбка»  (И-И-И)

—  «Самолёт»  (У-У-У)

 

2)   Игра «Говорящие кочки»

Прыгаю по кочкам, участники показывают нужный жест и озвучивают его.

 

3)  Игра  «Классики»  

Подружите картинки парами по принципу СГ (Дополняю игру ещё комплектом гласных. Участники прыгают в классики, озвучивая картинки с жестами.)

Цель игры: слияние звуков в открытый и закрытый слог, подготовка к слитному слоговому чтению.

 

  • Составляем слова (используя картинки)

Возьмите каждый по картинке.  Разделитесь на две  группы.

Составьте любые слова с помощью картинок (на магнитных досках)  

1 группа – НОС

2 группа – ШАРФ

 

   Игра с залом  «Разгадай слово»:

Я придумала слово, вам не скажу, лишь покажу.

Угадайте, какое слово я придумала. (ШНУР, ФОНАРЬ)

Дети любят разгадывать слова, и сами придумывают всевозможные задания.

Причём, идеи подают сами дети, главное их «зажечь», и я уже  наблюдаю, как дети сами обучают друг друга.

Так происходит механический процесс мысленного соединения звуков в слова.

 

Зал  читает слова, составленные участниками.

—  Предлагаю участникам поменять местами картинки так, чтобы получились новые слова.

Чтобы наши слова стали ещё ярче, «зажгите» на них фонарики (предлагаю цветные прищепки, магниты).

Вывод: совершая такую большую мыслительную работу, ребёнок не замечая, овладевает навыками звукового  анализа и синтеза.  У него формируется такое важнейшее умение, как фонематическое восприятие. (На этом этапе, по сути, дети читают без букв). Участники проходят на свои места.

 

  • Основная работа с картинками  проводится с подключением «тактильных

букв»

Маленькие картинки прикрепляю под соответствующей буквой. Буквами является классический «Монтессори-материал». Это розовые и голубые буковые дощечки с нанесенными на них шероховатыми печатными буквами. Гласные буквы на розовых дощечках, согласные на голубых.

Стоит только ребёнку увидеть картинку-ассоциацию около нужной буквы, как звук сам всплывает в памяти, а движения рук, только начавшись, заканчиваются. Так происходит постепенное сворачивание этой цепочки действий до окончательного результата – стойкого запоминания буквы. Чуть позже формируется так называемый механизм чтения, при котором ребёнок уже сообразил, как рождается слово).

 

А) (Показываю буквы: Ш, А, Ф, С, И, Н, Р, О, раскладывая их перед участниками на столы. Участники показывают жест, озвучивая его.)

            Для уточнения тактильного  чувства, концентрации внимания предлагаю двумя пальцами (средним и указательным) обвести «тактильную букву», будто написать ее. Это подготавливает руку ребенка к письму. Тактильное чувство помогает ребенку соотнести звук с его символом-буквой.

 Итак, создалась прочная связь между основными каналами восприятия ребёнка: вижу (картинка) – ощущаю (движение) – слышу (озвучивание) – чувствую (тактильное ощущение)

Б) Эту же связь мы сейчас используем в обратном порядке. (Раздаю повязки)

—  закроете глаза (я меняю таблички).

Изолируя тактильное чувство, мы обостряем и утончаем чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует постановке мышления.

Ваша задача:  обследовать «тактильную букву», показать жест, относящийся к этому символу-букве, озвучить его.

(Участники обследуют буквы, не снимая повязок, показывают жест с озвучиванием к своей букве).

Вывод: таким образом, через чувства ребёнок делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Так незаметно, играя, с опорой на основные каналы восприятия, происходит поэтапное обучение детей с общим недоразвитием речи звуковому и звукобуквенному анализу,   чтению и письму.

Таким образом, используя комплексный поход к обучению, где органично сочетаются традиционное содержание работы и инновации в ее организации, мне удаётся следовать своей ведущей педагогической идее: «Ребёнок учится легко, не замечая, что учится!», воздействуя на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, развивающих игр-упражнений.  Такое обучение расширяет мои возможности при работе с детьми с общим недоразвитии речи и повышает эффективность коррекционного воздействия.

III. Рефлексия.

Снова в Круг мы соберемся и, передавая огонек души своей (свечу), выскажите одним словом характерный признак мастер-класса. (Участники высказывают свое мнение о мастер-классе и работе в нем)

Предлагаю краткую выжимку из своего опыта —  буклеты.