Рекомендации логопеда на летний период

Для того чтобы наша совместная работа за лето не пропала, я предлагаю упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками и закрепленными звуками. Не допускайте их дефектного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: «недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться» (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. Исправляйте неверно произнесѐнные ребѐнком слова: «баРеЛина» вместо «балерина», «небель» вместо «мебель», «аквария» вместо «аквариум», «велик» вместо велосипед. Поправляйте речь ребѐнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.  Главное, обратить внимание на неверное произношение!

(См. консультацию «Игровые приемы в работе над автоматизацией звуков)

 Упражнения для формирования правильного  грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.)
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы — …, у слонихи — …, у овцы — … и т.д.
  6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. Если днѐм жара, то день жаркий, а если мороз — …, ветер — …, дождь -… и т.д. 9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растѐт», «Шишка большой на ѐлке растѐт»)
  9. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

 

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

 

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребѐнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребѐнка и направляйте его сбивчивый рассказ путѐм вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

PS:

— Иногда повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые.

— Задавайте ребенку вопросы по темам, изучавшимся в течение года.

— Наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребенком все, что он видит.

— Купите на лето бумагу и краски – пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления.

— Читайте ребенку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное

1 Comment

  1. Спасибо за рекомендации! Очень пригодились и понравились игры со словами! Заняты во время поездки все — и дети, и мама, и даже папа! Интересно, познавательно, поучительно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *